Джордж Хокинс Пембер.
Ранние века Земли.
Глава 3
Шесть дней.
Теперь мы должны вернуться к разрушенной земле, о состоянии которой мы можем лишь строить предположения на основании того,
что написано о шести днях воссоздания. Скорее всего, на ней произошли жесточайшие потрясения,
поскольку теперь она была затоплена водами океана, её солнце потухло, над ней уже не было видно звёзд,
её облака и атмосфера, не имея притягательной силы, которая бы удержала их в подвешенном состоянии,
спустились во влаге на её поверхность; на всей земле не было ни одного живого существа (Быт. 2:5).
Исчезновение солнечной активности, скорее всего, запустило ледниковый период, следы которого, как говорят нам геологи, ясно различимы при
завершении Третичного периода. И та же самая причина повлияла на слияние вод, которые были над твердью,
и тех вод, которые были под ней. Оба эффекта хорошо показаны в следующем отрывке
из «Знакомых лекций на научные темы» Хершеля, [стр. 48]:
«Если солнце погаснет, скорее всего, на земле за три дня не останется и следа ни от животной, ни от растительной жизни;
исключение могут составить глубоководные рыбы и подземные обитатели больших пещер из известняка.
Достаточно будет первых сорока восьми часов, чтобы каждый атом влаги из воздуха выпал вниз в виде потоков дождя
и груд снега, и с этого момента начнётся вселенский холод, которого не может представить себе ни Сибирь,
ни высочайшая вершина Гималаев; температура опустится между двумястами и тремястами градусами ниже нуля в нашем термометре…
Ни одно животное или растение не сможет выдержать такого холода ни на час, равно как ни одно из них не может выжить час в кипящей воде».
Из этого описания мы можем составить некоторое представление о том разрушении, которое выпало на доадамов род.
Мы можем увидеть живописное описание этого в большом отрывке Книги Иова, в которой мысль о глупости состязания с Богом
усиливается очевидным указанием на бунт Сатаны и его последствий.
«Премудр сердцем и могущ силою;
Кто восставал против Него и оставался в покое?
Он передвигает горы, и не узнают их: Он превращает их в гневе Своём;
Сдвигает землю с места её, И столбы её дрожат;
Скажет солнцу, — и не взойдёт, И на звезды налагает печать».
В этом величественном изложении перед нашими глазами предстают ужасные потрясения, которые поколебали землю и уничтожили её;
а внезапность катастрофы ясно показана при помощи поэтического выражения, что горы передвинулись, прежде чем они узнали об этом.
Здесь ясно говорится о том, что солнце погасло, и о том, что звёзды были скрыты печатью,
поэтому густая тьма не озарялась даже скудным светом (Иов 9:4-7).
В следующих стихах (8-10) патриарх ссылается на воссоздание Шести Дней:
«Он один распростирает небеса И ходит по высотам моря;
Сотворил Ас, Кесиль и Хима и тайники юга;
Делает великое, неисследимое и чудное без числа!»
Поскольку фраза «распростирает небеса» явно указывает на работу Второго дня, возможно, что «высоты моря» ― это воды над твердью.
Упоминание созвездий указывает на действие обратное тому, при котором Бог наложил печать на звёзды.
В отношении значения еврейского слова «асах», которое переводится как «делает», смотрите главу первую,
а также комментарий к работе Четвёртого дня в этой главе.
Сколько продолжался ледниковый период, трудно даже предположить; но благодаря картине, которую показывает нам второй стих Бытия,
мы можем предположить, что лёд разломался ― возможно в результате развития жара внутри земли ―
и в этой судорожной борьбе сместилось дно океана. Таким образом, весь земной шар был покрыт водой,
а над поверхностью которой витал Дух Божий.
*Примечание 1*: Это предположение можно сделать из следующих наблюдений.
Жара увеличивается по мере углубления в землю, и поэтому многие учёные мужи считают, что внутри земного шара
находится ёмкость с жидким огнём. Писание соглашается с этим мнением, поскольку в Отк. 9:2, когда открылся колодец бездны,
из колодца вышел дым, как дым из большой печи; и помрачилось солнце и воздух от дыма из колодца.
Такое описание подталкивает нас принять перевод 2 Пет.3:7, в котором Апостол говорит, что земля «сберегает огонь».
И возможно, контекст этого выражения подсказывает, что как Бог открыл источники бездны навёл потоп,
так Он повелит Своему сберегаемому огню вырваться через земную кору для будущего разрушения земли.
В этом случае жар достигнет такой интенсивности, что расплавит сами элементы, или материалы, из которых состоит кора.
Это не будет чем-то новым; состояние не окаменелых слоёв, скорее всего, указывает на то, что подобная катастрофа
происходила в предыдущие века.
Разве мы не можем предположить, что произошло некоторое развитие этих внутренних огней, сравнительно небольшое,
но достаточное, чтобы растопить лёд, который покрывал землю?
В некоторых местах вулканической Италии почва довольно тёплая; и совсем недавно в газетах появились сообщения о том,
что в Германии есть участок земли, который настолько разогрелся от подземного огня, что на нём
начали расти тропические растения.
Затем, прервав глубокую тишину и прокатившись над чёрным разрушением раздался громогласный голос Всемогущего,
произнёсший повеление: «Да будет свет». И мгновенно он прорезал тьму и озарил весь шар;
но это лишь проявило простирающееся повсюду водное запустение.
Этот «свет» Первого дня следует отличать от «светил» Четвёртого дня, поскольку само слово не содержит в себе никакой мысли
о концентрации или месте. Тем не менее свет, скорее всего, собрался на одной стороне планеты,
поскольку мы видим, что Бог мгновенно отделил свет от тьмы, и это положило начало разделению дня и ночи.
В прошлом неверующие насмехались над мыслью о том, что свет появился независимо от солнца.
И конечно, трудно представить себе, что Моисей предвосхитил науку на много столетий, разве только не одно
предположение: что он был наставлен Духом Божьим, который не ограничен пределами человеческого знания.
Но сейчас наука также обнаружила, что солнце ― не единственный источник света; но и сама земля, и по крайней
мере, ещё одна планета в нашей системе, при определённых обстоятельствах
может начать излучать свет…
в начало предыдущая следующая