Джордж Хокинс Пембер.

Ранние века Земли.

Глава 1.

Страницы: 1  2  3 

Творение.

В начале нашего изучения мы хотели бы

противостать глубоко укоренившемуся заблуждению о творении человека,

заблуждению, которое уходит корнями в далёкое прошлое и которое

появилось в результате компромисса между откровением и легендами языческой космогонии.

Древний поэт Гесиод [возможно, около 900 г. до Р.Х.] говорит, что первым появился Хаос, то есть, согласно этимологии,

«зияющий и пустой приёмник для сотворённой материи».

Но это слово быстро утратило своё первоначальное значение и стало использоваться

для обозначения необработанной и бесформенной массы-материи, из которой должны были образоваться небеса и земля.

Овидий описывает его следующим образом:

 «Лик был природы един на всей

широте мирозданья, — Хаосом звали его. Нечленённой и грубой громадой,

бременем косным он был» («Метаморфозы», 1:6, 7).

А в его произведении «Фасты» Янус, которого он отождествляет с Хаосом, говорит следующее:

Хаосом звали меня в старину (я древнего рода),

Слушай, какие дела прошлых веков я спою.

Светлый сей воздух кругом и все вещества остальные —

Пламя, вода и земля были одним веществом.

Но разлучил их раздор, и они разделили владенья,

А разделивши, ушли каждое в область свою.

Пламя взлетело наверх, растекся поблизости воздух,

А посредине нашли место земля и вода.

Я же, сгустившийся в шар и безликою бывший громадой,

Всем своим существом богу подобен я стал».

 («Фасты», 1:103-112.)

Таким образом, согласно космогонииГреции и Рима, вселенная появилась из Хаоса.

Первым верховным богом, каксчитается, был Уран, бог неба.

Но он был лишён власти своим сыном Кроносом, или Сатурном, который в свою очередь

пострадал таким же образом от рук своего сына Зевса, или Юпитера.

Самым первым появился  Хаос, а затем последовала целая цепочка богов

Эта доктрина, древняя и широко распространённая во время нашего Господа,

не могла не влиять на настоящих и ложных христиан. Среди последних были важные

секты гностиков, которые верили в вечное и глубинное зло материи;

но в отличие от язычников они учили тому, что Высшее Существо также существует от вечности.

 

Ортодоксальные христиане избежали большой ошибки, но тем не

менее привели ясное свидетельство влияния популярных убеждений на их толкование начальных глав Бытия.

 Они сочли, что первый стих указывает на сотворение неоформленной массы элементов,

из которых в течение шести дней были образованы небеса и земля;

они считали, что следующее предложение является описанием этой неоформленной материи,

прежде чем Бог придал ей форму.

И их мнение дошло до наших дней. Но, как мы сейчас увидим, оно не подкрепляется Писанием,

и в этом можно увидеть работу змея.

Ибо какое великое противостояние появилось в результате между Церковью и Миром!

 Ибо какую помощь оказывают геологические трудности для тех, кто нападает на Писание!

Как сложно нам понять картину мрачной  земли с тенью боли и смерти за многие века до греха Адама!

 Как много молодых умов было уведено в сторону только из-за того, что они не могли  защитить то,

что считали библейскими утверждениями!

И наконец, сколько драгоценного времени было потрачено в спорах способными Божьими служителями,

которых можно было использовать с большей пользой.

А теперь давайте обратимся к повествованию Моисея и постараемся извлечь из него ясный и очевидный смысл.

«В начале, — мы читаем, — сотворил Бог небо и землю» (Быт. 1:1). Под началом, разумеется,

понимается первое появление того, о чём говорится в истории, неба и земли.

Поэтому данное выражение в этом случае сильно отличается от такого же в первом стихе

Евангелия от Иоанна.

Здесь оно используется в значении начала времени, но наступлению

 времени предшествовало бесчисленное множество веков вечности.

Стих 3 Евангелия от Иоанна: «Всё через Него возникло» — переносит нас в начало Бытия.

Этим можно сразу положить конец спекуляциям в отношении вечности

материи: ибо Бог был до появления всего видимого, и Своей высшей волей

Он назвал его существующим.

 И снова, это короткое предложение наносит смертельный удар всем пантеистичным теориям

о Боге и природе.

Природа — это одно из Его многих творений, одно из дел Его рук:

 её годы сочтены, известен день её рождения; но от вечности до вечности Он – Бог.

В Богодухновенном описании произошедшего в начале не говорится о том,

что небо и земля были образованы, сформированы или сделаны из какого-то

материала, там сказано, что они были сотворены.

Ибо, каким бы ни было первоначальное значение слова «бара», совершенно очевидно,

что в этом и подобных отрывках оно используется для описания произведения чего-то

без помощи существующих материалов.

Это значение придают ему еврейские писатели, а раввин Нахман заявляет,

что для описания произведения чего-то из ничего не существует другого слова.

Но, разумеется, легко понять, что изначально в языке могло не существовать глагола,

который имел бы такое значение:  вряд ли такая идея появилась бы у людей без помощи откровения.

Развитие популярных в наши дни теорий, которые неизбежно в большей или меньшей мере

подкрепляются скептицизмом, указывает на мысль человека по этому поводу;

и поэт-философ Лукреций ясно выражает её, провозглашая первый принцип природы:

«Ничто никогда не

возникло из ничего посредством Божественной силы»

(«О природе», 1:150).

Итак, мы можем допустить, что слово, избранное Святым Духом для описания творения, могло до этого означать

«образование из материала».

Но его значение становится совершенно ясным в этом и других подобных отрывках.

Ибо мы видим, что в начале Бог сотворил небо и землю, но Писание

никогда не утверждало, что Он сделал это за шесть дней.

 Как мы сейчас увидим, работа этих дней сильно отличалась от изначального творения: это было время восстановления, и при их описании обычно используется слово «асах».

А «асах» означает «делать, формировать или готовить из существующих

материалов», например, строить корабль, воздвигать дом или готовить пищу.

Однако в истории шести дней есть два акта творения.

Во-первых, там говорится, что Бог сотворил обитателей вод и птиц небесных, поскольку они состоят не только из материала,

который образует их тела, но у них есть принцип жизни внутри,

 который можно передать только посредством акта творения (Быт. 1:21). Поэтому перемена слова в этом месте довольно разумна.

 Точно так же о человеке говорится, что он сотворён, хотя во второй главе ясно говорится, что его тело было образовано из праха (Быт.1:27; 2:7).

Ибо настоящий человек — это душа и дух; тело, которое меняется естественным образом каждые семь лет и которое должно разложиться

в могиле, считается лишь внешним каркасом,

дающим ему силу обходиться с его нынешними обстоятельствами, и материалы которого были взяты из земли, в соприкосновении с которой

он должен жить.