Джордж Хокинс Пембер
Ранние века Земли.
Глава 4.
Страницы: 1 2 3 4 5
Сотворение человека.
Подробное описание сотворения человека, которое мы сейчас будем рассматривать, вызывает глубочайший интерес,
поскольку только в нём мы видим единственно возможную истинную доктрину о происхождении и природе человеческого рода.
Поэтому мы должны тщательно исследовать его, но этот труд не будет утомительным, поскольку всё откровение содержится в следующей простой фразе:
«И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою»
(Быт. 2:7). Таким образом, нам необходимо рассмотреть три положения: образование тела, вливание дыхания жизни и результат ―
то, что человек очнулся как живая душа.
Во-первых, мы читаем, что Господь Бог образовал человека, то есть слепил его тело, как горшечник лепит глину.
И в самом деле, значение еврейского глагола настолько ясно, что его причастие, используемое как имясуществительное, ―
это обычное слово, которое переводится как «горшечник». Иов в своей речи вспоминает это действие Бога, когда говорит:
«Вспомни, что Ты, как глину, обделал меня, и в прах обращаешь меня?» (Иов. 10:9). Материалом, из которого был слеплен человек,
был земной прах, увлажнённый паром; и поэтому позднее мы видим такие слова: «Ибо прах ты и в прах возвратишься» (Быт. 3:19).
Слово, переведённое как «прах», ― это /адама/, которое означает красную землю, и от него, скорее всего, образовано слово «Адам».
Это соответствует природному цвету человеческой кожи, которая является красной на белом, и в соответствии с чем описание идеальной красоты
Соломоном начинается со слов: «Возлюбленный мой бел и румян» (Песн. П. 5:10).
Дух человека не имеет ничего общего с образованием его оболочки. Сначала Бог образовал бесчувственный каркас и затем вдунул в него «дыхание жизней»,
ибо в оригинале последнее слово стоит во множественном числе. Раньше мы не замечали этого, поскольку, возможно,
это не более чем широко известное множественное число в еврейском языке, указывающее на превосходство; слово, которым обчыно означается жизнь,
редко встречается во множественном числе. Но если мы хотим придать множественному числу значение, оно может указывать на тот факт,
что вдыхание Бога произвело двойную жизнь: чувственную и духовную; различное существование каждой части мы часто обнаруживаем в себе
из-за их антагонизма.
Это дыхание жизней стало духом человека, принципом жизни внутри него, ибо, как Господь говорит нам: «дух животворит»;
и благодаря тому, как он появился, мы видим, что он вышел от Творца. Конечно, мы не должны путать его с Духом Божьим ―
Писание ясно проводит различие между ними, ― Который свидетельствует с нашим духом (Рим. 8:16).
Но, как говорится в Книге Притчей (Прит. 20:27), он является светильником Господним, способным зажечься от Его Духа;
Бог дал его как средство, при помощи которого человек может исследовать глубины своего сердца и узнать себя.
Следовательно, человек был сделан из двух отдельных элементов: телесного и духовного; но когда Бог поместил дух внутрь оболочки из земли,
их комбинация произвела третью часть, и человек стал живой душой.
Непосредственное соотношение между духом и плотью невозможно; их взаимодействие осуществляется только при помощи посредника,
и мгновенное его произведение явилось результатом их соприкосновения в Адаме.
*Примечание 1*: Отсюда, возможно, значение множественного числа в
выражении «дыхание жизней».
Дыхание Бога стало духом, и в то же время, соприкоснувшись с телом, произвело душу. Таким образом, оно стало
источником и духовной, и чувственной жизни.
Он стал живой душой в том смысле, что дух и тело полностью слились в этой третьей части;
поэтому в своём падшем состоянии он ничего не знал об этой непрерывной борьбе между плотью и духом, которую мы переживаем каждый день.
Произошло совершенное слияние его трёх природ в одну, и душа, как соединяющий посредник, стала причиной его индивидуальности,
его существования как отдельного существа. Она также должна служить как покрытие для духа и как средство для использования тела;
Тертуллиан, скорее всего, не ошибается, когда утверждает, что плоть ― это тело для души, а душа ― для духа.
Но важно отметить, что как душа является местом встречи элементов нашего существа в этой нынешней жизни, так и дух будет правящей силой,
когда мы воскреснем. Ибо первый человек Адам стал душой живой, а последний Адам ― животворящим Духом (1 Кор. 15:45);
и сеется тело душевное, а воскресает духовное тело (1 Кор. 15:44).
*Примечание 2*: В современном русском языке, как и в современном английском, есть слово «душевный» (soulish).
Но судя по всему, во время
Дж.Х. Пембера такого слова не существовало. ― Прим. пер.
Таким образом, в самом начале Писания мы видим предостережение в отношении популярной фразеологии о душе и теле,
которая поддерживает ошибочное представление о том, что человек состоит лишь из двух частей.
Эта идея настолько прочно укоренилась в нас, что из-за неё даже образовался недостаток в нашем языке.
Хотя у нас есть существительные «дух» и «душа», тем не менее их часто считают синонимами; у нас нет прилагательного, образованного от последнего слова,
и поэтому мы не можем ясно выразить связь с душой, кроме как посредством перефразирования.
Разумеется, предпринимаются попытки транслитерировать греческое слово «психический»; но непривычная форма и звук слова
мешают принятию его в обычный язык.
При этом недостаток такого прилагательного практически скрыл доктрину о трёхчастности человека в нашей версии
Писаний; английских читателей вводят в заблуждение плохие переводы греческого слова, которое означает «относящийся к душе»,
но иногда оно переводится как «природный», иногда как «чувственный»*^2 * (1 Кор. 2:14; Иак. 3:15; Иуд. 19).
Однако есть один или два отрывка, в которых указание на трёхчастный состав нашего существа скрыть невозможно.
Например, замечательный стих в Послании к Евреям: «Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого и проникает
до разделения души и духа, суставов и мозгов, и судит движения и мысли сердечные» (Евр. 4:12).
Здесь Павел говорит о том, что нематериальная часть человека состоит из двух раздельных элементов: души и духа; при этом он
описывает материальную часть как нечто состоящее из суставов и мозгов, органов движения и чувства. Таким образом, он утверждает, что Слово Божье
имеет силу отделять, разделять на части всё существо человека: духовное, психическое и телесное, так, как это делал священник,
когда он свежевал и разделывал, отделяя конечности одну за другой, животное для всесожжения, чтобы обнажить каждую часть и обнаружить,
есть ли в них скрытые пятна или недостатки.
Другой очевидный отрывок ― это известное ходатайство Павла за фессалоникийцев: «Сам же Бог мира да освятит вас всецело,
и всё ваше естество, дух и душа и тело, да будет безупречно соблюдено в пришествие Господа нашего Иисуса Христа» (1 Фес. 5:23).
Можно сказать, что тело имеет осознание чувств, душа ― осознание нашего «я», а дух ― осознание Бога. Тело даёт нам в распоряжение пять чувств;
душа включает в себя интеллект, который помогает нам в ныншем существовании, и эмоции, вытекающие из чувств; а дух ― это наша самая