Джордж Хокинс Пембер

Ранние века Земли.

Глава 4.

Страницы: 1  2  3  4  5

Сотворение человека.

Подробное описание сотворения человека, которое мы сейчас будем рассматривать, вызывает глубочайший интерес,

поскольку только в нём мы видим единственно возможную истинную доктрину о происхождении и природе человеческого рода.

Поэтому мы должны тщательно исследовать его, но этот труд не будет утомительным, поскольку всё откровение содержится в следующей простой фразе:

«И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою»

(Быт. 2:7). Таким образом, нам необходимо рассмотреть три положения: образование тела, вливание дыхания жизни и результат ―

то, что человек очнулся как живая душа.

Во-первых, мы читаем, что Господь Бог образовал человека, то есть слепил его тело, как горшечник лепит глину.

И в самом деле, значение еврейского глагола настолько ясно, что его причастие, используемое как имясуществительное, ―

это обычное слово, которое переводится как «горшечник». Иов в своей речи вспоминает это действие Бога, когда говорит:

«Вспомни, что Ты, как глину, обделал меня, и в прах обращаешь меня?» (Иов. 10:9). Материалом, из которого был слеплен человек,

был земной прах, увлажнённый паром; и поэтому позднее мы видим такие слова: «Ибо прах ты и в прах возвратишься» (Быт. 3:19).

 Слово, переведённое как «прах», ― это /адама/, которое означает красную землю, и от него, скорее всего, образовано слово «Адам».

Это соответствует природному цвету человеческой кожи, которая является красной на белом, и в соответствии с чем описание идеальной красоты

Соломоном начинается со слов: «Возлюбленный мой бел и румян» (Песн. П. 5:10).

Дух человека не имеет ничего общего с образованием его оболочки. Сначала Бог образовал бесчувственный каркас и затем вдунул в него «дыхание жизней»,

ибо в оригинале последнее слово стоит во множественном числе. Раньше мы не замечали этого, поскольку, возможно,

это не более чем широко известное множественное число в еврейском языке, указывающее на превосходство; слово, которым обчыно означается жизнь,

редко встречается во множественном числе. Но если мы хотим придать множественному числу значение, оно может указывать на тот факт,

что вдыхание Бога произвело двойную жизнь: чувственную и духовную; различное существование каждой части мы часто обнаруживаем в себе

из-за их антагонизма.

Это дыхание жизней стало духом человека, принципом жизни внутри него, ибо, как Господь говорит нам: «дух животворит»;

и благодаря тому, как он появился, мы видим, что он вышел от Творца. Конечно, мы не должны путать его с Духом Божьим ―

Писание ясно проводит различие между ними, ― Который свидетельствует с нашим духом (Рим. 8:16).

Но, как говорится в Книге Притчей (Прит. 20:27), он является светильником Господним, способным зажечься от Его Духа;

Бог дал его как средство, при помощи которого человек может исследовать глубины своего сердца и узнать себя.

Следовательно, человек был сделан из двух отдельных элементов: телесного и духовного; но когда Бог поместил дух внутрь оболочки из земли,

их комбинация произвела третью часть, и человек стал живой душой.

Непосредственное соотношение между духом и плотью невозможно; их взаимодействие осуществляется только при помощи посредника,

и мгновенное его произведение явилось результатом их соприкосновения в Адаме.

*Примечание 1*: Отсюда, возможно, значение множественного числа в

выражении «дыхание жизней».

Дыхание Бога стало духом, и в то же время, соприкоснувшись с телом, произвело душу. Таким образом, оно стало

источником и духовной, и чувственной жизни.

Он стал живой душой в том смысле, что дух и тело полностью слились в этой третьей части;

поэтому в своём падшем состоянии он ничего не знал об этой непрерывной борьбе между плотью и духом, которую мы переживаем каждый день.

Произошло совершенное слияние его трёх природ в одну, и душа, как соединяющий посредник, стала причиной его индивидуальности,

его существования как отдельного существа. Она также должна служить как покрытие для духа и как средство для использования тела;

Тертуллиан, скорее всего, не ошибается, когда утверждает, что плоть ― это тело для души, а душа ― для духа.

Но важно отметить, что как душа является местом встречи элементов нашего существа в этой нынешней жизни, так и дух будет правящей силой,

когда мы воскреснем. Ибо первый человек Адам стал душой живой, а последний Адам ― животворящим Духом (1 Кор. 15:45);

и сеется тело душевное, а воскресает духовное тело (1 Кор. 15:44).

*Примечание 2*: В современ­ном русском языке, как и в современном англий­ском, есть слово «душевный» (soulish).

Но судя по всему, во время

Дж.Х. Пембера такого слова не существо­вало. ― Прим. пер.

Таким образом, в самом начале Писания мы видим предостережение в отношении популярной фразеологии о душе и теле,

которая поддерживает ошибочное представление о том, что человек состоит лишь из двух частей.

Эта идея настолько прочно укоренилась в нас, что из-за неё даже образовался недостаток в нашем языке.

Хотя у нас есть существительные «дух» и «душа», тем не менее их часто считают синонимами; у нас нет прилагательного, образованного от последнего слова,

и поэтому мы не можем ясно выразить связь с душой, кроме как посредством перефразирования.

Разумеется, предпринимают­ся попытки транслитерировать греческое слово «психический»; но непривычная форма и звук слова

мешают принятию его в обычный язык.

При этом недостаток такого прилагательного практически скрыл доктрину о трёхчастности человека в нашей версии

Писаний; английских читателей вводят в заблуждение плохие переводы греческого слова, которое означает «относящийся к душе»,

но иногда оно переводится как «природный», иногда как «чувственный»*^2 * (1 Кор. 2:14; Иак. 3:15; Иуд. 19).

Однако есть один или два отрывка, в которых указание на трёхчастный состав нашего существа скрыть невозможно.

Например, замечательный стих в Послании к Евреям: «Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого и проникает

до разделения души и духа, суставов и мозгов, и судит движения и мысли сердечные» (Евр. 4:12).

Здесь Павел говорит о том, что нематериальная часть человека состоит из двух раздельных элементов: души и духа; при этом он

описывает материальную часть как нечто состоящее из суставов и мозгов, органов движения и чувства. Таким образом, он утверждает, что Слово Божье

имеет силу отделять, разделять на части всё существо человека: духовное, психическое и телесное, так, как это делал священник,

когда он свежевал и разделывал, отделяя конечности одну за другой, животное для всесожжения, чтобы обнажить каждую часть и обнаружить,

есть ли в них скрытые пятна или недостатки.

Другой очевидный отрывок ― это известное ходатайство Павла за фессалоникийцев: «Сам же Бог мира да освятит вас всецело,

и всё ваше естество, дух и душа и тело, да будет безупречно соблюдено в пришествие Господа нашего Иисуса Христа» (1 Фес. 5:23).

Можно сказать, что тело имеет осознание чувств, душа ― осознание нашего «я», а дух ― осознание Бога. Тело даёт нам в распоряжение пять чувств;

душа включает в себя интеллект, который помогает нам в ныншем существовании, и эмоции, вытекающие из чувств; а дух ― это наша самая