Джордж Хокинс Пембер.
Ранние века Земли.
Глава 3.
Страницы 1 2 3 4 5 6 7
Шесть дней.
Затем мы читаем, что Бог назвал свет днём, а тьму ― ночью, и что вечер и утро представляли собой Первый день.
Здесь следует отметить, что некоторые системы толкования сделали попытки показать, что день в этой главе следует понимать
как указание на век. Несомненно, слово «день» иногда используется для описания длительного
периода, как в выражении «день искушения в пустыне» и во многих других местах.
Но когда вместе с этим словом используется число, оно ограничивает его значение, и его можно использовать только
в буквальном значении: это время, за которое земля делает один оборот вокруг своей оси.
Поэтому ясно, что мы должны понимать Шесть дней как шесть периодов по двадцать четыре часа каждый.
[Кроме того, повеление в Десяти заповедях о том, чтобы отдавать один день (24 часа) покою, что является седьмым днём,
основано на том факте, что Бог покоился от Своей работы творения на этот день; это подразумевает,
что период Его покоя был той же длины, что и период покоя Его тварей.]
Далее, как показано, эти дни состоят из вечера и утра, из дня и ночи. Это является ещё одним предостережением против образного истолкования,
которого мы должны тщательно избегать; в противном случае мы рискуем навлечь на себя следующие нападки:
«Очевидно, что теория о том, что день означает век или огромный геологический период, может принести странные результаты.
Во что превращаются вечер и утро, из которых, как говорится, состоял каждый день?
Разделялся ли каждый геологический век на два долгих интервала: один ― весь тьма, а другой ― весь свет?
И если это так, то что стало с растениями и деревьями, которые были сотворены на третий день, или период, когда пришёл вечер четвёртого дня,
вечер, как здесь говорится, предшествовавший утру? Они должны были прожить полвека в полной тьме, не получая даже того тусклого света,
который давало ещё не полностью явленное солнце утром третьего дня. Подобное тяжёлое испытание полностью бы разрушило весь
сотворённый растительный мир, а мы видим, что он выжил и был назначен на шестой день в пищу людям и животным.
На самом деле, если мы заменим слово «период» в повествовании Моисея на «день», станет
очевидно, что у автора не было такой мысли, он даже не мог передать такого значения тем, кто первыми читали его описание»
(/Essays and Reviews,/ стр. 240).
Справедливость этих замечаний отвергнуть невозможно, и из них можно вынести следующий урок:
если верующие сохраняют простые утверждения Библии, неверующим будет трудно придраться к ним;
но, как только они начинают создавать теории и извращать откровение так, чтобы подогнать его под них, они открывают себя, или что хуже ―
Писания, для насмешек.
На следующий день вышло второе повеление, и за ним последовало движение вод. По слову Бога была образована твердь, или атмосфера,
которой мы дышим; и благодаря её появлению вóды, которые плавают над землёй, снова были подняты на своё место и отделены от вод,
которые на земле. Однако в описании работы этого дня отсутствует нечто важное, здесь пропущено обычное заключение:
«И увидел Бог, что это хорошо». И поскольку причины, которые обычно приводят для описания этого пропуска, нас не удовлетворяют,
мы рискнём предложить следующее объяснение. Разве не может тот факт, что Бог воздержался от одобрения,
указывать на то, что твердь была населена бесами, теми, кто обитает там в настоящее время?
Поскольку они участвовали в падении человека, они могли быстро появиться в только что образованной атмосфере.
Разве невозможно, что они, находясь в темнице бездны и найдя возможность убежать при поднятии вод, заполнили пределы воздуха,
где их вождём является Князь? В этом случае твердь, скорее всего, кишела ими ещё до окончания Второго дня,
и нам не следует удивляться, что Бог отказался назвать их царство хорошим.
За двадцать четыре часа была завершена твердь, и затем снова прозвучал голос Господа, и сразу же вся планета
огласилась грохотом ревущих потоков, которые устремились с суши в хранилища, приготовленные для них, и обнажили горы и долины земли.
Это величественное движение так описано в Псалме 104 (В Синод. пер. Пс. 103:5-9 ― прим. пер.).
5. «Ты поставил землю на твёрдых основах:
Не поколеблется она во веки и веки.
6. Бездною, как одеянием, покрыл Ты её,
На горах стоят воды.
7. От прещения Твоего бегут они,
От гласа грома Твоего быстро уходят;
8. Восходят на горы, нисходят в долины,
На место, которое Ты назначил для них.
9. Ты положил предел, которого не перейдут,
И не возвратятся покрыть землю».
В этом отрывке мы можем найти решительное подтверждение тому взгляду, которого мы придерживаемся.
В то время как бездна покрывала всё, горы, разумеется, со всеми окаменелыми породами, уже, как говорится здесь,
существовали под ней. Очевидно, что они были образованы до Третьего дня. Это строго согласуется с Божьим повелением:
«И да явится суша», или буквально: «Да станет видной»; не «Да станет существовать».
Слова «Восходят горы, нисходят долины» (ст. 8, букв.) ― это, конечно, отступление, описание
(в противном случае они бы противоречили утверждению в стихе шестом) общей картины, когда воды опустились на свой надлежащий уровень.
В тот же день слово Божье вышло во второй раз, и только что освобождённая почва покрылась одеянием из растительности,
свежая зелень которой была украшена оттенками бесконечных цветов.
Таким образом, сама земля была восстановлена, и снова она была готова для поддержания и наслаждения жизни;
оставалось лишь установить её взаимоотношения с небесными телами. Это Бог сделал на Четвёртый день, сконцентрировав материю,
испускающую свет, сотворённую Им до этого в светила. Слово, использованное для обозначения света Первого дня, ―
это «ор», а света Четвёртого дня ― «маор». Последнее слово ― такое же, как первое, но перед ним используется приставка локализации,
которая означает место, где хранится этот свет, или светило.
Здесь необходимо отметить, что здесь не говорится, что Бог сотворил эти светила на Четвёртый день;
здесь говорится, что Он создал, или приготовил, их. Они были сотворены, как мы увидели, в начале;
и, поскольку солнце, судя по всему, ― это тёмное тело, окружённое светящимися облаками, судя по его массе, очевидно,
что земля вращалась вокруг него с самого начала. Скорее всего, возможно, что великое светило нашего мира также было светом для жителей до адамова рода;
но его свет погас, и на Четвёртый день Бог восстановил его в его функции ―
притягивать и рассеивать свет; благодаря этому быстро была образована фотосфера.
Что касается солнечных лучей, когда они летят через космос, они ударяются в луну и зажигают серебряный круг на тверди ночью.
Затем здесь говорится, что Бог создал, или приготовил, ― не сотворил ― и звёзды; то есть Он исправил, или изменил, твердь,
сконцентрировав свет в солнце, и затем на ней появились звёзды или, лучше сказать, появились снова.
Ибо у нас существует положительное доказательство того, что они были сотворены ранее.
При завершении Третьего дня земля была завершена и готова к принятию жизни, в то время как о звёздах говорится только в Четвёртом дне.
Но в отрывке из Книги Иова говорится, что утренние звёзды были восхищёнными свидетелями, когда Бог закладывал основание земли,
и пели от радости, когда она была завершена (Иов. 38: 4-7). Следовательно, они существовали до этого.
И то, что Бог приготовил их на Четвёртый день, скорее всего, указывает на их появление на нашей тверди для того,
чтобы они служили для нашей земли.
Итак, Четвёртый день был завершён; всё было теперь готово; работа восстановления была закончена, и началось её заселение.
Затем проявилась творящая сила Бога, и воды,