Джордж Хокинс Пембер.
Ранние века Земли.
Глава 2.
Интервал
На основании этого мы можем прийти к заключению, что, хотя Сатана ― бунтарь, его ещё не лишили ни его титула, ни его власти.
Он по-прежнему великий Правитель на высоте, который разделяет мир на различные
провинции согласно их национальностям, назначая сильных ангелов ― которым помогают бесчисленные подчинённые
― наместниками над каждым царством, чтобы те направляли свою энергию и склоняли их к своей воле.
Поэтому мы понимаем ужасную действительность того, что имеет в виду Павел, когда утверждает, что борьба у нас не против крови и плоти,
но против начальств, против властей, против правителей этого мира тьмы,
против злых духов на небесах (Еф. 6:12).
Но кто достаточен для этого? Всё воздушное окружение нашей планеты густо населено враждебным видом существ,
невыразимо превосходящих нас по мудрости и силе; за долгий срок они узнали все слабости человечества;
они обладают неисчислимым преимуществом из-за того, что они невидимы, хотя будучи духовными разумными существами,
они не только могут судить о нас на основании наших слов и внешнего выражения нашего лица,
но даже способны читать глубочайшие мысли нашего сердца; они взаимодействуют с самой
совершенной и прочной организацией; и, наконец, ими управляет руководитель бесконечной мудрости и умения,
которому помогают настолько многочисленные подчинённые, что если мы обратимся
к слову «легион» в памятном описании Евангелия от Луки, мы увидим, что он может оставить
себе шесть тысяч из них для того, чтобы охранять одного несчастного пленника (Лук. 8:30).
Истинно, узнав эти факты, мы бы упали в обморок от страха, если бы мы не знали, что выше всех войск Князя тьмы стоит самая великая власть,
Тот, кто относится к нам с чувством чудесной любви, Тот, кто не только способен, но и жаждет защитить нас от силы разрушителя,
Тот, кто вскоре хочет полностью избавить нас от беспокойства, ужаса и опасности его нападок.
Хотя Господь формально ещё не сверг бунтаря и не переменил правительство, Он не оставляет землю полностью на милость Сатаны.
Ангелы Божьи проникают через пределы воздуха, становятся станом вокруг тех, кто боится Его, и защищают их от злых врагов,
чьей добычей они стали бы в противном случае (Пс. 34:7, или 33:8 в Синод. переводе. ― Прим. пер.).
В их числе нет недостатка; слуга Елисея увидел гору, полную коней и огненных колесниц вокруг своего господина (4 Цар. 6:17).
Ангелов Божьих назначают заботиться о целых церквях, как мы видим в первых трёх главах Откровения.
Иногда бразды правления отбираются из рук самых
могущественных князей Сатаны, и великое царство на какое-то время оказывается под правлением ангела Божьего.
Как мы только что увидели, это произошло с Персидской империей, когда у Господа появился правитель,
расположенный благоприятно к Его изгнанному народу (Дан. 10:13).
Можно также увидеть, что стихии не оставлены полностью в руках бунтарей. Голос ангела, имеющего силу над водами,
звучал не как голос отступника, когда Иоанн услышал его слова: «Праведен Ты, Тот, Кто есть и Кто был,
Свят Ты, что Ты так судил, потому что они пролили кровь святых и пророков, и Ты дал им пить кровь. Они того достойны» (Отк. 16:5, 6).
Это похоже на слова того, кто долго вздыхал и стонал из-за зла, которое видели его глаза, и кто наконец увидел, что его постиг праведный суд.
И снова, ангел, «имеющий власть над огнём» очевидно является одним из князей Божьих (Отк. 14:18).
Но поскольку эти двое, а также те, кого Иоанн увидел держащими четыре ветра земли (Отк. 7:1), появляются в связи с временем конца,
возможно, что они назначены преемниками служителей Сатаны, которые завладеют стихиями,
чтобы использовать их для осуществления грядущего гнева. Пока Дьявол не будет свергнут с престола в воздухе,
очевидно, что он будет управлять всем, по крайней мере, всеми атмосферными явлениями.
В Книге Иова мы видим, что он управляет молнией, потому что при его действии пал огонь с неба от Бога и пожрал и стада, и слуг патриарха (Иов. 1:16).
И когда много столетий спустя наш Господь, проснувшись, «возбранил ветрам и морю» (Мф. 8:26), нельзя полагать,
что Он усмирял лишь порывы ветра или бесчувственные волны; напротив, он усмирял злых духов воздуха
и воды, которые соединились, чтобы возбудить бурю.
Таким образом, мы видим перед собой в Слове Божьем следующую картину: вся земля разделена Князем мира на провинции,
она находится под систематическим управлением и администрированием под руководством
наместников, которым помогает бесчисленное множество помощников и подчинённых; сама по себе эта организация совершенна,
но её постоянно беспокоят вмешательства более мощной Силы для защиты отдельных людей,
церквей, а иногда и целых народов.
И произведение этих двух влияний даёт нам нынешнее состояние мира: состояние в целом и систематически злое
и безбожное, но со многими отдельными исключениями, и подверженное иногда частичным переменам в более широком масштабе,
которые мы называем реформациями или оживлениями; это густая тьма, однако озаряемая
то тут, то там горящими и сияющими лампадами; это безжизненная пустыня, но не без оазисов; это постоянно бушующее море,
отличительной чертой которого является проистечение на поверхности широкого течения духа,
который сейчас действует в сынах противления, но при этом есть и некоторые глубинные течения,
двигающиеся в противоположном направлении. Давайте теперь обратимся к двадцать восьмой главе Книги пророка
Иезекииля, из которой мы, возможно, извлечём больше информации на эту таинственную тему.
Первые девятнадцать стихов этой главы содержат удивительное, но довольно неопределённое пророчество,
состоящее из двух различных частей: обращение к Князю Тира и плач о Царе Тира. Несомненно,
эти два титула относятся к разным существам, это не просто различные обращения к одному человеку.
В обращении к князю нет ничего, чего нельзя было бы сказать о человеке, но царь здесь ―
это нечто большее, чем человек. О князе говорится, что он будет убит рукой чужеземцев, и слово, переведённое как «поражать»,
означает «пронзить» мечом или копьём; но царь будет пожран огнём и превратится в пепел на земле.
Итак, что касается первых десяти стихов, у нас нет причин не применить их к царствовавшему в то время князю Тира,
чьё имя, как мы узнаём от Иосифа Флавия, было Иттиовал.
Тир был построен на скалистом острове примерно в полумиле от берега и был сильно укреплён.
Таким образом, Иттиовал представлен как тот, кто хвалится мощью своего укреплённого морем города
и, гордо полагаясь на своё недостижимое жилище, сравнивает себя с Богом, восседающим над небесами;
о нём иронично говорится, что он мудрее Даниила, чья слава в то время,
очевидно, была известной во всём мире; его самоуверенность приписывается его мудрости, его успех ―
торговле и приобретённым им обширным богатствам.
Но поскольку он сделал своё сердце подобным сердцу Всевышнего, поэтому против него придут лютейшие из народов,
халдеи; и когда его будет убивать человек, он в итоге узнает, что он не бог.
До этого момента пророчество легко понять, и мы знаем, что вскоре после того, как оно было сделано,
Тир был осаждён Навуходоносором. Любопытно увидеть, что позднее тиряне превозносили Ирода, восклицая, что его голос
был подобен голосу бога, а не человека, и тем самым навлекли на него более серьёзное наказание,
чем то, что пало на их древнего князя (Деян.12:20-23).
Но плач о Царе Тира (Иез. 28:11-19) понять не так легко, поскольку в нём есть выражения,
которые нельзя применить ни к одному смертному.
Если мы попробуем объяснить их обычным образом ― что это лишь сравнения и обороты речи, ―
мы относимся к слову Божьему легковесно. У нас нет права использовать такой бесчестный метод избавления себя от трудностей,
метод, который позволяет людям извлекать из любого отрывка практически любое значение и который превращает Библию
скорее в загадку, нежели в открытую книгу. Мы должны признать, если будет необходимо, что мы не имеем и понятия
о толковании того или иного отрывка.