Джордж Хокинс Пембер.
Ранние века Земли.
Глава 2.
Интервал.
Сатана ― это законный Князь этого Века, но только из-за того, что он злоупотребляет своей силой и ослепляет глаза людей,
он заставляет их поклоняться ему как их богу.
При завершении нынешнего века он будет лишён своего княжества,
основа его настоящей силы будет удалена, и его нечестивая постройка немедленно развалится на части.
Но, даже рискуя приостановить изложение аргументов, мы не можем не прерваться на одно мгновение и не посмотреть
на серьёзное предостережение, содержащееся в титуле «Бог этого Века».
Есть причина верить, что Дьявол получил намного больше непосредственного личного поклонения,
чем могут представить себе те, кто не исследовал этот вопрос.
Но Павел имеет в виду нечто более широкое.
Его собственные слова в другом отрывке объясняют, что он имеет в виду: «Не знаете ли вы, что кому вы предаёте себя как рабы в послушание,
того вы и рабы?» (Рим. 6:16).
Перед нами два закона ― закон Божий и закон Сатаны; и чей закон мы соблюдаем, того мы рабы и поклонники.
Каким бы сильным ни было исповедание, оно не относится к остальному миру. Возможно, мы исповедуем поклонение Всевышнему Богу,
мы можем быть очень усердными во внешней части этого, но в то же самое время мы слушаемся закона Сатаны.
В этом случае мы считаемся его подчинёнными и к нему восходят наши молитвы и хвалы.
А закон Сатаны состоит в следующем: мы ищем своих удовольствий в
этом нынешнем веке, в котором он обитает, и устремляем наши надежды к нему, и используем свои лучшие усилия
― эмоциональные и интеллектуальные способности и удовольствия, а также предоставляемые им бесчисленные способы убить время
― на то, чтобы наши мысли не думали о грядущем веке, в котором мы увидим его как закованного пленника,
а не как князя или бога.
Но он также назван Князем, господствующим в воздухе (Еф. 2:2). Это начальство может показаться таким же, как «небеса»,
― наш перевод неверно переводит это выражение как «высокие места» (Еф. 6:12) ― которые, как говорит нам Павел,
кишат злыми духовными силами.
Совершенно не нужно ограничивать их восьмьюдесятью милями или сотней миль атмосферы, которая вроде бы окружает землю, потому что,
если власть Сатаны простирается до солнца, как мы предполагали ранее, и, следовательно, до границ всей нашей солнечной системы,
царство воздуха включает в себя всё обширное пространство, в котором вращаются планеты, и в этом случае вполне возможно,
что престол его князя может находиться в фотосфере солнца. Таким образом, мы должны найти глубокое значение
В том факте, что идолослужение всегда начинается с (и в немалой степени состоит из) поклонения богу солнца,
как бы его ни звали ― Сан, Шамас, Бел, Ра, Ваал, Молох, Милком, Хадад, Адрамелех и Анамелех, Митрас, Аполлон,
Шейх Семс или одно из других его бесчисленных имён.
Немаловажно, что само имя Сатаны, пройдя через халдейскую форму «Шайтан», вошло в греческий язык как «Титан», слово,
которое используется греческими и латинскими поэтами в качестве определения бога солнца.
Может показаться, что эта связь была понятна в тёмные века, поскольку Дидрон в своей «Христианской иконографии» описывает три византийские
миниатюры десятого века, в которых Сатана изображён с нимбом, или круговой славой, признанным знаком бога солнца в языческие времена.
По мере того как Церковь становилась более языческой, нимб начал появляться в образах и изображениях Христа и святых.
В то же время Церковь подвергалась растлению из-за того, что в ней появились другие обычаи, такие как круглая тонзура
и практика обращения к востоку, что с древних времён было связано с поклонением солнцу.
[См. «Тайна «Вавилон», 103 ff.]
Возможно, в слове, которое используется для описания этого царства, есть что-то особенное, ибо оно означает плотный и туманный,
в противовес яркому и прозрачному воздуху.
Таким образом, возможно, его выбрали для описания загрязнённого и осквернённого грехом состояния сатанинского неба.
И этот взгляд, скорее всего, подтверждается отрывком в Послании к Евреям, в котором мы читаем:
«Потому необходимо, чтобы отображения того, что в небесах, очищались этими средствами, а само небесное — жертвами лучшими»
(Евр. 9:23).
Очищение последних, скорее всего, будет совершено при возвращении Господа, после изгнания Сатаны и его ангелов с небес,
что предсказывается в двенадцатой главе Откровения.
Мы можем заметить прекрасное согласие между этой мыслью о существовании нечистоты первых небес и пророчеством Исаии
о том, что в грядущем веке «свет луны будет, как свет солнца, а свет солнца будет светлее всемеро, как свет семи дней» (Ис. 30:26).
*Примечание 3*: Но скорее всего, нам не следует говорить об архангелах во множественном числе, поскольку архангел Михаил — единственный, о
котором говорит Писание. Однако возможно существование других существ того же ранга, которые соединены с другими мирами.
Ибо Михаил имеет этот титул, потому что он назначен правителем всех верных ангелов в небесах нашей земли.
И поэтому мы видим, что он стоит как князь Божьего избранного народа и великий противник Сатаны (Дан. 12:1; Отк. 12:7; Иуд. 9).
Какова в таком случае природа власти, на которую указывают титулы Сатаны?
Чтобы понять это, нам необходимо рассмотреть общие указания Писания на духовные власти.
Ибо существуют также духовные власти, и, хотя земные правители и не видят их и в огромной степени не догадываются
об их существовании (Eккл. 5:8),
все они изначально назначены Богом, независимо от того, верны они Ему или нет.
Эти наблюдатели стоят друг над другом; каждый из них отчитывается перед вышестоящим,
пока эта цепочка не достигнет Всевышнего на вершине пирамиды.
Поэтому в первом видении Захарии, те, кого Господь послал обойти землю, представили свой отчёт Ангелу Божьему,
который затем обращается к Самому Всевышнему (Зах.1:11, 12).
Поэтому мы читаем о престолах, господствах, начальствах, властях (Кол.1:16), архангелах и ангелах.
Кроме того, мы не сможем узнать большую часть Писаний, если не обнаружим, что огромное количество этих невидимых существ,
которые наблюдают за делами людей и их миром, находится в открытом бунте против Всевышнего;
то есть существуют начальства, власти и повелителей тьмы, с которыми, как говорит нам Павел,
мы должны вести жестокую войну (Еф. 6:12).
Все они дают отчёт Сатане, своему князю, который в своих отчётах Всевышнему использует их данные,
чтобы обвинять нас и наших братьев перед Богом день и ночь (Отк.12:10).
Если мы хотим узнать что-то об их правлении, мы можем прочитать то, как оценивает его Бог в 82-м Псалме
(в Синодальном переводе 81-й Псалом ― прим. пер.). Это краткое стихотворение ― одно из величайших откровений,
приподнимающее разделяющую завесу и позволяющее нам на мгновение увидеть, что происходит за пределами нашей сферы,
― настолько важно в качестве иллюстрации нашей темы, показывая при этом решение многих нравственных трудностей,
вызванных нынешним состоянием мира, что мы предоставляем его исправленный перевод,
к которому мы добавили некоторыекомментарии.
Псалом 81
1. Бог стоит в собрании Божьем; Среди богов Он судит.
2. Как долго вы будете судить неправедно,И вставать на сторону нечестивого? (Села)
3. Защищайте права несчастного и сироты;
Оказывайте справедливость угнетённому и нуждающемуся.
4. Избавляйте несчастного и нищего,Спасайте их от руки злых!
5. Не знают и не понимают;
Во тьме ходят; Все основания земли колеблются.
6. Я сказал: Вы боги, И сыны Всевышнего все вы.
7. Но вы умрёте как люди, И падёте как один из князей.
8. Восстань, Боже, суди землю,
Ибо Ты наследуешь все народы.
Итак, этот Псалом разделяется на четыре параграфа, в первом из которых показан Всемогущий,
стоящий среди ангельских правителей этого мира и упрекающий их за их неразумность.
По всей вероятности, мы видим два примера такого собрания
в начале Книги Иова, где сыны Божьи ― и Сатана среди них ― приходят перед Господом.
В каждом из этих случаев совет, по крайней мере, в том, что касается его целей, относился к обитателю земли,
и его решения имели важнейшие последствия для него.
Книга Царств показывает нам третий эпизод ― небесный суд, решающий судьбу Ахава (3 Цар. 22:19-23).
И так же как Сатана принимал участие в обсуждении Иова, так и здесь мы читаем о присутствии лживого духа,